Группа куда бегут собаки. Зачем делать снежных роботов и портреты по запаху. Какое из направлений исследований в современной науке кажется вам самым интересным или спорным

Финансы

Участники группы считают символической датой основания коллектива 1961 год, когда Юрий Гагарин совершил первый полет в космос. В реальности деятельность этого творческого объединения началась в 2000 году с экспериментов в области электронной инженерии, с помощью методов которой оно создает различные (в основном миниатюрные) художественные формы и затем интегрирует их в окружающее пространство. Группа занимается созданием мультимедийных инсталляций, перформансов и кинетических скульптур. Среди их проектов - электромеханическая шарманка, которая служит архивом окружающей среды, наполненной запахами, звуками и ситуациями; шары-роботы, объединяющие математические модели с реальными физическими параметрами, которые делают движение этих шаров непредсказуемым; а также мультимедийная инсталляция, создающая иллюзию наличия сознания в неживой материи за счет магнитной жидкости, принимающей форму глаза и следящей за зрителем. Продолжая исследовать неоднозначность человеческого будущего в контексте развития искусственного интеллекта и различные формы иллюзий на границе искусства и технологии вместе с порождаемыми ими телесными переживаниями, коллектив создал первый прототип «Робокадило» - портативного автоматического кадило, предназначенного для отпугивания злых сил. Небольшое устройство, напоминающее маятник, снабжено детекторами гамма-излучения и, в зависимости от ситуации, распыляет ладан с разной степенью интенсивности.

Снежана Кръстева

БИОГРАФИЯ

Творческое объединение «Куда бегут собаки» создано в 2000 году в Екатеринбурге. В него входят Владислав Булатов (р. 1975), Наталья Грехова (р. 1976), Ольга Иноземцева (р. 1977) и Алексей Корзухин (р. 1973). Среди их персональных выставок: «Триалог» (Уральский филиал Государственного центра современного искусства, Екатеринбург, 2013), I feel U (площадка Street Vision, Томск, 2014), «1, 4… 19» (Уральский филиал Государственного центра современного искусства, Екатеринбург, 2014). Участники многочисленных групповых выставок: The Russian Art Show (Calvert 22, Лондон, 2012), 2-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства (Екатеринбург, 2012), «Сны для тех, кто бодрствует» (Московский музей современного искусства, 2013), «Сопромат» (Центр дизайна ARTPLAY, Москва, 2013), «Музей современного искусства: Департамент труда и занятости» (Государственная Третьяковская галерея, Москва, 2013), «Искусство против географии» (Музей современного искусства PERMM, Пермь, 2013), «Лаборатория льда» (Laboratoria Art & Science Space, Москва, 2013). Живут и работают в Екатеринбурге.

Из Екатеринбурга. Художники Влад Булатов, Наталья Грехова, Ольга Иноземцева, Алексей Корзухин работают вместе с 1999 года и создают кинетические скульптуры, объекты, инсталляции, видео и акции, обращенные к масштабному научному эксперименту, образам оптических и языковых иллюзий, утопиям новых технологий. T&P узнали, как «Куда бегут собаки» организовывают свой рабочий процесс.

Мастерская

У нас есть временная мастерская, которую нам дает ГЦСИ в рамках программы художественных резиденций-студий Уральского филиала ГЦСИ «Мастерская», где много всякого железа, проводочков, плесени и тому подобного. Это старое очень красивое здание в предаварийном состоянии, которое хотят закрыть на реконструкцию.

В хорошей мастерской должно быть все: инструменты, измерительное оборудование, компьютеры. Стартовые параметры простые - тепло, свет, вода, электричество. В идеале, в мастерской должно быть спальное место. Еще хорошо, когда рядом есть строительный хозяйственный магазин, лучше круглосуточный. У нас была мастерская одно время рядом с магазином электроники, поэтому мы вообще никуда не ходили, остальные детали нам приходили доставкой в мастерскую.

Как происходит процесс создания объекта

Инсталляцию «Триалог» мы делали год. Изначально у нас была следующая задача : мы хотели в качестве неподвижной камеры зафиксировать движение шаров и на него никак не влиять. Нам нужно было создать фильм об автономной системе, живущей своей жизнью, поэтому мы сделали роботов. Дальше мы стали думать, как они должны взаимодействовать, чтобы эта система могла постоянно изменять свои отношения изнутри. И пришли к выводу, что они должны взаимодействовать по закону аналогичному закону гравитации. Шары знают положение друг друга в пространстве и постоянно вычисляют исходя из этого, взаимные траектории. Поэтому постоянно меняется картина движения.

Работа разбивается на этапы: проектируются все детали, чертежи отдаются в производство, делаются печатные платы, подбираются электронные компоненты. Платы делаются отдельно, после чего собирается вместе, программируется и тестируется.

Алексей разработал сначала всю схематехнику, все чертежи. Затем часть деталей, которую нельзя купить в готовом виде, была отдана в производство (токарные, фрезерные работы, лазерная резка). В данном случае, это были практически все детали кроме электроники. Потом мы все это собирали, паяли и конфигурировали. Пока мы разбирались со всем, что касается материи, мы поняли, что у нас будет настолько сложная вещь, что нам нужен профессиональный программист. Денис Перевалов работал над этим проектом в качестве разработчика программного обеспечения. Он сначала тестировал отдельные составляющие системы (двигатель, gps), а потом перешел к программированию всей системы.

Что касается 3D моделирования, если раньше мы чертили все в 3D Max, то в какой-то момент это перестало нас устраивать, и пришлось перейти в машиностроительные программы типа Inventor, которые выдают ГОСТовские чертежи.

У нас были свои задачи по фильму: зрителю не должно было быть очевидно, что это роботы. Есть функция, но нет самого предмета технологической гордости. Нет чего-то, что вообще выносит на поверхность робототехнику, есть просто отношение. Нам нужен был правильный характер движения, мы этого очень долго добивались в тестовом режиме, потому что шары должны были красиво кататься. На это ушло масса времени и сил, так год и прошел. Обычно роботы функциональны, у нас же была идея аннигиляции робота, убийство робота, ноль функций, кроме взаимных вычислений, ноль в плане взаимодействия со зрителем, потому что интерактивной функции тоже нет.

Для экспонирования шаров в выставочном пространстве добавилась интерактивная составляющая и шары функционировали в другом режиме, зрители могли назначать на терминале массу шара (заменять собой поле и снег), тем самым изменяя параметры системы. Но зритель по прежнему не мог взаимодействовать и управлять. Не мог сочувствовать или бояться, мог только наблюдать.

В процессе работы нас страшно зацепило, что существует астрономическая задача N тел и она все еще не решена. Мы живем в таком бодром техническом времени и ученые все еще не могут просчитать падение метеорита. А систему трех тел: Земля, Луна и Солнце можно просчитать только на короткое время, потом начинаются страшные погрешности. Тогда нас эта глобальная неопределенность поразила. В итоге, мы сняли фильм об ученых, которые занимаются задачей трех тел всю жизнь. Фильм пока не смонтирован, но отснято большое количество материала. Но есть маленький научно-популярный фильм о задаче трех тел, где Владимир Сурдин кратко рассказывает об этой проблеме.

Нам все время не хватает технических возможностей , как бы смешно это ни звучало. Мы вроде не следим за новинками, но когда пытаемся достичь своей цели, вроде элементарного плавного движения шаров, выясняется, что нам нужны чуть ли не последние разработки, и даже их не всегда не хватает. В каждом проекте мы чувствуем этот потолок. И этот технологический предел не только российский, но глобальный. У нас есть много проектов, которые до сих пор не реализованы по техническим причинам.

«Куда бегут собаки» – творческое объединение. Влад Булатов, Наталья Грехова, Ольга Иноземцева, Алексей Корзухин работают с 2000 года в Екатеринбурге. Они делают видеоинсталляции, кинетические скульптуры, технологические перформансы, играют со штампами поп-культуры и мифологическими сюжетами. Их работы «Лица запаха» и «Поля 2.1» сегодня входят в .

АЭ: Как появилась группа «Куда бегут собаки»?

КБС: Спонтанно. Мы познакомились не все одновременно, у каждого из участников своя история. У нас не было представления об актуальном тогда искусстве, мы не знали ничего ни об арт-институциях, ни о кураторах, ни о том, что мы не одни. И мы были совершенно неграмотны. В первых своих выставках, сами того не подозревая, мы повторили все, что уже было сделано после Дюшана, только в комичном виде.

АЭ: В самом деле?

КБС: Когда мы учились, история искусств заканчивалась Малевичем. Однако мы не хотели делать то, чему нас учили. Мы писали картины, но нас тошнило от этого. Мы понимали, что живописью нам заниматься неинтересно. Так появилась наша первая акция. Нам казалось, что мы делаем нечто небывалое. Это был такой кайф!

АЭ: Что это было?

КБС: Мы заперли свои картины в подвале с двойными стенами, которые выкрасили в черный цвет. Напустили механических тараканов и всякой нечисти. Позвали танцовщиц, которые бились друг с другом нагишом, хаус-диджея, классическую скрипачку. Кто-то читал стихи. Это было ужасно, но мы были счастливы. Акция называлась «Лабиринт». Потом мы делали примитивные электромеханические организмы и населяли ими пространства.

Вместе с тем, мы увлеклись видео - как средой, создаваемой при помощи устройства и способной взаимодействовать с другими устройствами. В общем, мы стали использовать самые разные технологии и материалы...

АЭ: Не исключено, что вам уже надоело рассказывать историю названия группы, я не знаю, стоит ли задавать этот вопрос...

КБС: Есть зороастрийская легенда о том, что, когда души умерших собак - тысячи кобельков и сучек - пересекают мост Чинват, они превращаются в живых выдр, которые плывут по воде и начинают новую жизнь. Выдры - священные животные. Но насчет того, какое именно это имеет отношение к названию нашей группы, у каждого из нас своя версия, поэтому мы никогда не можем внятно ответить на этот вопрос.

АЭ: Однажды я с удивлением узнала, что у вас в группе два программиста и два художника. Это правда?

КБС: Нет, это неправда, мы, все четверо, художники. Для некоторых проектов мы приглашали программиста, но в группу он никогда не входил.

АЭ: А вы не боитесь в стремлении быть необычными стать похожими на художников, которые тоже стремятся быть необычными?

КБС: Нет, мы вовсе не стремимся быть необычными. Сначала надо понять кто такие обычные и где они живут.

АЭ: Вы думаете о зрителях?

КБС: Хорошо, что они есть, особенно - когда они внимательны. Мы очень редко их видим. Очень интересно наблюдать за ними на выставках. Впрочем, люди и без выставок интересны.

АЭ: Есть ли душа у механизмов?

КБС: Не будем отрицать, что мы когда-то такое говорили... Сейчас, наверное, мы бы сказали, что в любом устройстве содержится текст, послание, заложенное в его электросхеме. Если устройство работает, значит, текст, который в нем скрыт, точен и ясен. Если же не работает или работает плохо, то текст, вероятно, слаб и мутен. Мы пытаемся переводить тексты в электросхемы и электросхемы в тексты. Мы называем это «символизм в электросхемах», потому что наши трактовки очень субъективны. Иногда кажется, что стоит только найти точные слова, выражающие твой замысел, а потом верно перевести их в электросхему - и ты сможешь сделать что угодно, то, чего еще не было.

АЭ: Что вы думаете о международных фестивалях искусств?

КБС: Нам трудно говорить о международных фестивалях в целом. Участие в международных проектах, как правило, очень интересно. Это позволяет не только увидеть воочию, что именно сейчас происходит в мире, но и посмотреть на свою работу в этом контексте.

Например, мы были на фестивале в Словении ( – прим. ред. ) и случайно познакомились там с дедушкой Сильвестром. Он водил нас по живописным местам города, мы много говорили на смешении славянских языков и отлично друг друга понимали. Конечно, мы пригласили его на фестиваль, и едва он вошел, к нему бросились журналисты – он оказался известным словенским художником. Он очень внимательно все оглядел, потом поговорил с прессой. А после выставки показал нам свою работу – огромную скульптуру на площади, изображающую движение планет по орбитам. Его свободное сознание оказалось очень близким нам, хотя он не использовал каких-то особых новых технологий. Его свободное сознание, к которому мы постоянно стремимся, его раскованность в хорошем смысле этого слова... Каждый художник конструирует будущее так как видит его он, и у всех оно получается разным, и никто не настаивает на собственной версии. Это творчество в разных плоскостях.


Мы попросили членов группы «Куда бегут собаки» прокомменировать свои работы. Вот что у них получилось.


Интерактивная видеоинсталляция «Осадок », 2012

На экране - медленный бесконечный поток картошки. Когда зритель поворачивается, чтобы уйти, картофелины смотрят ему вслед (они словно провожают уходящего). Заметит этот взгляд лишь внимательный зритель.


Восход , 2012

Куда бегут собаки . Восход, 2012

Видео. На фоне алого солнца - четыре всадника. Картинка напоминает кадр из фильма «Неуловимые мстители». Звучит песня: «…Мы ведь целую вечность собираемся жить...». Приблизившиеся фигуры всадников оказываются монстрами или мутантами.


Лица запаха, 2012

Куда бегут собаки. Лица запаха, 2012

Этот механизм - еще один , он заведомо ущербен и смешон, но в точности соответствует требованиям тотальной визуализации, в которой все мы сейчас существуем. Это проект о невозможности восстановить в памяти запах, не почувствовав его еще раз. Здесь предлагается абсурдный способ запоминания запаха через его визуальный образ. Информация с датчиков-газоанализаторов обрабатывается компьютером и переводится в данные «фоторобота». Человек, стоящий перед нюхательными трубками, видит лицо своего запаха.


Бабушка - Мандельброт, 2011


Бабушка вяжет переведенное в схему для вязания множество Мандельброта. Бабушка ограничивает пустоту.

«Множество Мандельброта можно назвать границей вылета в бесконечность. Берется точка недалеко от нуля, и ее координаты, x и y, подставляются в два простых уравнения. Получаются другие два числа, координаты новой точки, - и пропускаются через то же самое уравнение, и так далее. Таких структур, как множество Мандельброта, в природе очень много. Например кровеносная система, береговая линия... Нам интересно здесь отношение к неопределимой границе: стоит ли оставаться внутри и традиционно краситься в черный цвет или лучше оказаться снаружи, при этом точно зная, что придется улететь в бесконечность. Или быть на границе и бесконечно уподобляться самому себе». Эти слова, просто и точно описывающие проект, принадлежат Евгению Пригородову - математику и программисту, другу художников.

Поля-2, 2012

Эта интерактивная видеоинсталляция первоначально была создана для Уральского наноцентра .

Две камеры с разных ракурсов проецируют на два экрана изображение стеклянной чаши с магнитной жидкостью. Магнитная жидкость – это особый наноматериал, состоящий из магнитных частиц. Под влиянием магнитного поля жидкость образует выпуклости. Динамика движения жидкости никогда не повторяется. Внутри цилиндрического подиума под стеклянной чашей находится собранный из постоянных магнитов «глаз»; система двигателей позволяет глазу «моргать», вращаться, подниматься на поверхность или опускаться. Магнитные поля деформируют поверхность жидкости и на ней создается рельефное изображение глаза. Если к чаше приближается зритель, глаз всплывает на поверхность и перемещается вслед за зрителем по поверхности чаши. Когда зритель останавливается, глаз тоже останавливается и начинает моргать.

– прим. ред.


Порнопедальные сны-2, 2008


Куда бегут собаки. Порнопедальные сны-2, 2008

«Это наша старая работа, которую мы слегка обновили для грядущей выставки. Ползающие мясорубки. Ползают очень быстро. Недавно одна спрыгнула со стула (хотя была выключена), кинулась на человека - своего создателя - и боднула его больно в ногу. Сначала мы сделали одну мясорубку. Она была раненая, ползала очень медленно и тяжело. Подползала к кому-нибудь и пыталась придавить. Была она очень большая и чугунная. Следующие четыре мясорубки были поменьше, но еще тоже чугунные. А эти маленькие китайские алюминиевые – очень быстрые, и их уже восемь. Так мы заметили, что мясорубки мельчают, зато их становится больше».



Куда бегут собаки. Переносная мини-таможня, 2008

С виду – ящик с крышкой, открываете – и звучит шарманка. Это деревянный механический театр, только фигурки – таможенники и пассажиры, путешествующие поездом. Все проходит как при осмотре документов на границе: пассажиры предъявляют паспорта, таможенники их проверяют…

Сам по себе феномен таможни ассоциирует с унижением и неуверенностью в себе. Нельзя быть до конца уверенным в том, что случайно не везёшь с собой что-то запрещённое, поэтому человек обычно слегка нервничает и надеется, что всё пройдёт гладко. Но обладателю переносной мини-таможни доступна терапия, благодаря своей игрушке он может испытывать чувство неуверенности в микродозах. Он постоянно, как в случае постепенного привыкания к яду повышает ежедневную дозу созерцания. И возможно, со временем владелец ящика станет нечувствителен к реальным ощущениям, связанным с таможенным контролем.

Куда бегут собаки. Испарение Конституции Российской Федерации. 2017. Инсталляция. Courtesy авторы и V-A-C

«Куда бегут собаки» — екатеринбургское объединение (Влад Булатов, 1975; Наталья Грехова, 1976; Ольга Иноземцева, 1977; Алексей Корзухин, 1974), созданное в 1999 году. Художники работают в области видео- и медаарта, создают кинетические скульптуры, объекты, мультимедийные инсталляции. Выставки с их участием проходили во многих городах России, а также странах Балтии, Германии, Италии, Японии. В одной из последних работ «Испарение Конституции Российской Федерации» (2017) художники переводят текст российской Конституции в азбуку Морзе и передают его при помощи капель воды и раскаленных утюгов. Капля падает только тогда, когда утюг достаточно раскален. Цель процесса — передать информацию в виде пара. Текст Конституции выводится на экран, чтобы зрители смогли увидеть испаряемую в данный момент информацию.