Обратно в ссср: белорусская почта. «Я к вам пишу…» История почтового дела в России Отзывы о мультфильме «Почта»

Разное

9 октября во всем мире отмечают Международный день почты. Сейчас, в эпоху интернета, бумажные послания практически вытеснены электронными, но представить жизнь без почты все равно невозможно. Каждый день миллионы людей получают друг письма, открытки и посылки из разных уголков света. сайт рассказывает, как зарождалась и развивалась почтовая служба в России.

От ямщиков до почтмейстеров

Почтовое дело стало зарождаться на Руси еще в X столетии. Правда, тогда послания и депеши отправляли преимущественно князья. Простые же люди должны были беспрекословно предоставлять княжеским гонцам коней и корм: такая повинность называлась «повозом». Позже, в XIII веке, появились первые почтовые станции - ямы - и почтовая повинность трансформировалась в ямскую. Между станциями также ходили лошади, которых предоставляло местное население. Гонцов на лошади возили сами крестьяне. Расстояние между ямами составляло до 100 километров. Таким образом, крестьянин мог «выбыть» из домашних дел на несколько дней. К тому же, такая работа не оплачивалась. Получать вознаграждение за свой труд ямщики стали только при Иване Грозном.

Почтовая служба в классическом ее понимании возникла в XVII веке, при этом ямское дело продолжало существовать параллельно с ней. Ямщики доставляли срочные послания в конкретное место, а почтальоны разносили много писем сразу строго в определенное время.

При Петре I ямская и регулярная почта слились в одну организацию, которой управлял генерал-почтмейстер. Высшими органами были почтамты, а внизу иерархической лестницы находились почтовые станции.

Ящики - на вес золота

Внутригородская почта появилась в России в 1833 году: она работала в Петербурге. Жители столицы могли отнести свои письма в один из 45 пунктов приема. Трижды в день письма отвозили в почтамт, где послания сортировали, и почтальоны разносили их адресатам. В середине XIX века с появлением марок, которые нужно было клеить на конверт, в городах разместили почтовые ящики, и людям уже не приходилось подолгу ждать своей очереди в пунктах приема писем.

Труд ямщика был тяжелой работой. Фото: Public Domain

Первые ящики были сделаны из досок, обшиты железом и окрашены в темно-синий цвет. Новинка быстро стала мишенью для воришек, и ящики один за другим исчезали с городских улиц. Тогда их начали делать из чугуна: вес одной такой конструкции составлял под 40 килограммов, и снять его стены было довольно затруднительно.

К 1896 году в России насчитывалось больше 15 тысяч почтовых ящиков.

Нелегкий труд почтальона

Почтальона в России можно было издалека узнать на улице по его форме, похожей на солдатский мундир. Позже ношение формы было упразднено, и мундиры были заменены сюртуками, которые почтальоны должны были приобретать из своего кармана.

В конце XIX и начале XX века рабочий день почтальона длился целых 16 часов - с раннего утра и до самой ночи. За это время сотрудник почтового ведомства мог прошагать около 30 километров с сумкой, весившей десятки килограммов. По этой причине корреспонденцию разносили только мужчины, а женщины, как правило, трудились в канцелярии ведомства. На работу принимали только незамужних, бездетных и вдов. При поступлении на почту каждая женщина подписывала обязательство о том, что она покинет службу в том случае, если решит обзавестись семьей. Считалось, что муж и дети послужат для сотрудниц отвлекающим фактором и помешают рабочему процессу.

Почтальона можно было узнать издалека - по его форме. Фото: Музей печати и издательского дела

Несмотря на непростые условия труда, оплачивалась работа почтальона весьма скромно. Так, в начале 1900-х годов средняя зарплата сотрудника почты составляла 20 рублей в месяц. При этом литр сметаны стоил около 80 копеек, а килограмм шоколадных конфет - 3 рубля. Чуть больше получали почтальоны, перевозившие корреспонденцию на лошадях: за одну такую поездку им полагалось по 20 копеек прибавки в сутки. В 1912 году в «Почтово-телеграфном вестнике» вышла заметка, которая гласила: «Чай стоит 5 копеек, хлеб — 4 копейки фунт, остается 11 копеек на обед. Мудрено каши отведать на эти жалкие гроши... Неужели Главное управление не сознает, что за 20 копеек в течение суток прокормиться невозможно?».

В настоящее время труд почтальона ценится гораздо больше, чем в былые времена, а условия работы стали проще. Письма со всей страны разбирают в автоматизированных сортировочных центрах (АСЦ): в день через конвейер проходит порядка 3 миллионов посланий. Размер и вес письма определяют машины, они же наносят штемпели о гашении марки. После обработки письма поступают в одно из 42 тысяч отделений почтовой связи. Оттуда их уже разносит почтальон, и каждый день люди по всей стране получают письма, которые так ждали!

Тяжел и безрадостен был труд почтовых работников в царской России. Дух военно-казарменного режима веял над всем почтовым миром. Сюда переносились порядки суровой солдатчины. Даже форма почтовиков долгое время походила на солдатский мундир, даже тесак висел на поясе почтальона. Так было в XVIII в., и мало что изменилось, в первой половине следующего века.

В царствование Петра I, Екатерины II, Павла I и в более поздние времена правительству не раз приходилось издавать распоряжения в защиту почтовых служащих от самодурства проезжающих, власть имущих. Эти распоряжения мало помогали. «Что такое станционный смотритель?— спрашивает А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель»,— сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей)... Не настоящая ли каторга? Покоя ни днем, ни ночью».

Действительно, маленький чин никак не защищал станционного смотрителя. Вот как описывает в своем произведении «Смех и горе» Н.С. Лесков встречу смотрителя с важной персоной:

«А небось ты... четырнадцатым классом, каналья, пользуешься?
— Пользуюсь, ваше превосходительство. Оплеуха.
— Чин «не бей меня в рыло» имеешь?
— Имею-с.
— Так вот же, не уповай на закон! Не уповай!

И посыпалась пощечина за пощечиной, летели они градом, дождем, потоком. Несчастный смотритель только-что поднимался, как падал снова на пол». Бедный смотритель так привык к подобному обращению со стороны важных персон, что считал его нормальным. «От такого, по правде сказать, оно даже не обидно, а вот как другой раз прапорщик набежит или корнет, да тоже к рылу лезет, так вот это уж очень противно».

Станционный смотритель, осмелившийся перечить власть имущим, изгонялся со службы. В извлечении № 20 из приказа Главначальствующего над почтовым департаментом от 30 декабря 1843 г. значилось: «Смотрителя Рубиховской почтовой станции (Псковской губернии) Борисова за дерзкие поступки против станового Пристава, и вообще за беспокойный характер, я приказал уволить из почтовой службы, и, как происходящего из податного состояния, отослать в Губернское правление для обращения в первобытное состояние». В почтово-телеграфных учреждениях было всего 8 свободных дней в году. 293 дня они работали по 12 часов в сутки и 64 — по 8 часов. В то же время в городских управах, казенных палатах и других учреждениях служащие имели 72 свободных дня и работали по 9 часов в сутки.

Служащие на маленьких должностях получали столько, что могли жить лишь впроголодь. Даже чернорабочий получал тогда больше. К тому же почтовому чиновнику надо было иметь, если не сюртук, то тужурку, что тяжело ложилось на его бюджет. Даже более высокие должности почтовиков оплачивались по сравнению с другими ведомствами значительно хуже. Срок выслуги пенсии равнялся тридцати пяти годам, а пенсия была нищенской. В докладной записке Александру II один из сановников принужден был писать следующее: «Станционный смотритель получал в день всего 11 коп. Чиновнику того же 14 класса, посаженному под арест, полагалось 12 коп. кормовых денег». Тюрьма давала большее обеспечение, чем управление почтовой станцией.

В бесправном положении находились служившие в почтовом ведомстве женщины. С 1872 г. существовал закон, ограничивавший их возможность вступать в брак. Даже в более поздние времена поступавшая работать на почту или телеграф женщина должна была подписать такое обязательство: «Я, нижеподписавшаяся, даю настоящую подписку в том, что изложенное в § 2 инструкции 9 января 1909 г. правило о службе женщин в почтово-телеграфном ведомстве, на основании коего на службу принимаются девицы и бездетные вдовы, а из замужних могут состоять на службе только жены чиновников названного ведомства, мне объявлено, причем в случае выхода моего замуж обязуюсь оставить службу».

Запрос об отмене такого закона был подан в Государственную думу, но остался без последствий. Еще тяжелее приходилось почтальонам, которые сопровождали почту на лошадях. Двигались они по восьми верст в час; за каждую поездку полагалось 20 коп. прибавки в сутки. За шесть лишних часов в пути прибавки не полагалось. Таким образом, за 30 часов работы к грошовому заработку приходились те же 20 коп. прибавки. В дороге изнашивалась одежда. Кроме того, нужно было обладать железным здоровьем, чтобы сидеть на открытой повозке осенью и весной под проливным дождем иногда в течение двух суток. «Чай стоит 5 копеек, хлеб — 4 копейки фунт, остается 11 копеек на обед. Мудрено каши отведать на эти жалкие гроши... Неужели Главное управление не сознает, что за 20 копеек в течение суток прокормиться невозможно»,— писал в 1912 г. «Почтово-телеграфный вестник».

В упомянутом выше извлечении № 20 из приказа Главночальствующего над почтовым департаментом имелось и такое сообщение: «Ефремовской конторы (Тульской губернии) почтальон Оболенский и караульный Московского почтамта Самохин, препровождая до Серпухова почту... были отправлены с Новоселковской станции на пяти повозках с шестью ямщиками, а на дороге отпустили двух ямщиков с лошадьми обратно, следуя затем с почтою до Серпухова на трех повозках. За что почтальон Оболенский наказан при собрании почтальонской команды розгами, а караульный Самохин (происходящий из обер-офицерских детей) выдержан под арестом в продолжение трех дней на хлебе и воде со строгим притом внушением, что впредь за подобный поступок он подвергнется большему наказанию». При таких условиях почтальон был обязан, как гласит текст подорожной, остававшийся неизменным вплоть до Февральской революции, почту «через все города и станции везти денно и нощно со всяким поспешением, не мешкая нигде напрасно ни одной минуты, не жалея живота своего до последней капли крови, а означенное в накладных сохранять в целости под опасением за противное тому строгогу по закону взыскания».

Рабочий день почтальона, который разносил корреспонденцию, в конце прошлого века равнялся шестнадцати часам. За день почтальон проходил 25, а то и 30 верст. В больших городах он переносил по нескольку раз в день на собственных плечах груз, общий вес которого достигал нескольких пудов. По официальным данным 75% чиновников почты и телеграфа зарабатывали меньше, чем землекопы или чернорабочие. Не мудрено, что почтовые работники боролись как могли с царским правительством. В 1905 г. многие из них приняли участие во Всероссийской политической стачке. В дни Великой Октябрьской революции среди активных ее бойцов были и работники связи. В первые дни Советской власти на руководящую работу был выдвинут ряд мелких почтово-телеграфных чиновников.

Иной стала работа почтовиков в стране Советов. На помощь работникам связи приходят машины, заменяющие тяжелый ручной труд. Но еще и сегодня входят в наши подъезды почтальоны, работа которых ценится теперь не меньше, чем работа людей других профессий. И почтальоны награждаются орденами и медалями, им присваиваются высокие звания, так было во времена СССР. Героем Социалистического Труда стала Ануза Давлетовна Шарифуллина, бригадир отделения связи Уфимского почтамта, двадцать два года проработавшая безукоризненно на своем посту, ранее награжденная орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Шарифуллина обучила своей профессии почти 100 человек. Она — депутат районного Совета.

Орденом Ленина награждена Елена Андреевна Беспалова, тридцать лет назад понесшая сумку почтальона по своему участку. Теперь она сортировщица писем Московского почтамта. Если ежедневно тысячи адресатов получают в срок свою корреспонденцию, в этом есть частица и ее работы. Ударник девятой пятилетки, лучший по профессии мастер связи, как сказано в ее послужном списке, она была делегатом XXV съезда КПСС. ...По обрывистому берегу Днепра, из дома в дом села Бородаевки, идет почтальон Ольга Швидка. В селе 600 дворов, и в самом центре в одном здании с сельским советом, разместилось почтовое отделение.

У каждого почтальона свой участок: 200 дворов. В дождь и в слякоть, и в стужу трудятся почтальоны, и за многие годы не было случая, чтобы к закрытию почты хоть одно письмо осталось не доставленным. Все связисты в большом почете у жителей села, и во всех домах их встречают как близких людей. В сумках у них конверты и марки, есть даже коллекционные для местных филателистов. Можно отправить с почтальонами письмо и телеграмму прямо из дому.

Сумка почтальона. Как разнообразно порою ее содержание! «Так болтали между собою в сумке почтальона повестки и письма; а он между тем бегал по улицам и равнодушно разносил по домам радость и горе, смех и печаль, любовь и злобу, дружбу и ненависть, правду и ложь, важные известия и глупые, пустые фразы». Так писал в своем рассказе «Сумка почтальона» выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский. Но далеко не все почтальоны равнодушны. Вот как рассказывает о себе Анна Иосифовна Петровичева («Аннушка», как любовно называют ее жители трех сел), начавшая свой нелегкий путь еще девчонкой... Более 35 лет носит она сумку с газетами, письмами, бандеролями: «Вот Сваино — в нем всю жизнь живу... Знаю весь народ в селе наперечет, до десятого поколения, и коров-то как кличут и щенят — тоже знаю. Труднее сначала было с Хорошевкой — там одни Андреевы да Тимофеевы. А номеров на домах нет — путалась. Сейчас-то что — по обратному адресу скажу, кому письмо. Знаю, откуда, кто и часто ли пишет. А уж кто чем интересуется, какие газеты да журналы читает — разбуди ночью, скажу. Мария-то Гавриловна из Хорошевки, ей 100 лет недавно сравнялось — и на следующий год районную газету «За коммунизм» выписала, да еще газеты... А третье мое село НовоНиколаевское — в-о-н его через поле вдалеке видно... И так вот каждый божий день кругами да кольцами: Сваино - Николаиха -Хорошевка-Сваино. Сколько тут километров? Если бы, думаю, все эти кольца размотать, до луны бы хватило. И все пешком».

Почтовая связь космонавтов

Справедливо сказано: «Честь и слава почтальонам!» Почтальоны делают свое дело не только на земле: появились они и в космосе. С космического корабля «Союз-5» на корабль «Союз-4» летчики-космонавты Е. В. Хрунов и А. С. Елисеев перенесли письма и газеты для летчика-космонавта В. А. Шаталова. На встрече с экипажами звездных кораблей начальник Главного почтового управления Министерства связи СССР О. К. Макаров вручил Е. В. Хрунову, А. С. Елисееву, В. А. Шаталову и Б. В. Волынову удостоверения и значки почтальонов. Космонавты попросили, чтобы для удобства передачи почты в космосе при следующих полетах были изготовлены специальные сумки.

Когда пребывание в космосе стало измеряться месяцами (полет первой основной экспедиции на орбитальной станции «Салют-6» в составе космонавтов Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко продолжался 90 суток), почтовая связь стала успешно развиваться. Дважды во время этого полета на борт станции через экспедиции посещения передавалась космическая почта, и было открыто регулярное почтовое обращение на трассе Земля-Космос и Космос-Земля. Космонавты получали не только заказные и простые письма от семьи, товарищей-космонавтов и друзей, но многочисленную служебную корреспонденцию, газеты и бандероли.

Начальником первого космического отделения почтовой связи стал Г. М. Гречко. Ему вручили официальные полномочия от Министерства связи СССР и специальный штемпель гашения. Первое письмо, отправленное из просторов Вселенной, было адресовано в Ленинград, в Музей связи имени А. С. Попова. После посадки «Союза-28» почтовый штемпель был отправлен в Москву, где на Главном почтамте им проводилось гашение. На корреспонденции, привезенной кораблем на Землю, ставился удостоверяющий штемпель «Космическая почта. Доставлено кораблем «Союз». Письма обрабатывались на космодроме Байконур и доставлялись адресатам. Первый космонавт ЧССР В. Ремек доставил на борт станции и чехословацкий специальный штемпель.

Из-за гражданской войной, повлекшей за собой голод и разруху, становление почты в первые годы советской власти было трудным. Управление почтово-телеграфным делом в БССР в течение четырех лет было неоднократно преобразовано и переименовано.

В 1918 году почтово-телеграфное дело находилось в ведении Смоленского почтово-телеграфного округа.

6 января 1919 года почтово-телеграфное управление преобразовано в народный комиссариат почт, телеграфов и телефонов БССР.

4 февраля 1919 года народный комиссариат почт, телеграфов и телефонов БССР переименован в Западное областное почтово-телеграфное управление.

1 марта 1919 года почтово-телеграфное управление переименовано в Наркомат почт и телеграфов Литвы и Белоруссии (Литбел).

11 июля 1920 года Мингубревком прибыл в освобожденный Минск, и был создан отдел народной связи Мингубревкома.

1 августа 1920 года отдел народной связи преобразован в отдел народной связи Военревкома БССР.

В октябре 1920 года отдел народной связи Военревкома преобразован в Комиссариат народной связи Военревкома БССР.

7 сентября 1922 года Наркомпочтель БССР был упразднен, а его функции переданы вновь образованному Управлению связи Западного округа.

Для организации почтовой связи в городах и селах 2 мая 1918 года В. И. Ленин подписал Постановление Совнаркома «Об учреждении трех тысяч почтово-телеграфных учреждений со сберегательными при них кассами».

В 1918 году на пост Наркома почт и телеграфов был назначен В. Н. Подбельский — организатор социалистической связи в первые годы советской власти. Сразу же после гражданской войны с помощью передвижных отделений связи наркомом почт и телеграфов были отправлены в деревню конверты, марки, открытки и бумага. В 1921-1922 гг. во многих деревнях при избах-читальнях начали создаваться первые агентства связи.

1 января 1919 года В. И. Ленин подписал Декрет советского правительства о бесплатной пересылке корреспонденции весом до 15 граммов.

С 1 января 1919 года почтовые предприятия начали принимать подписку на газеты и журналы и доставлять их подписчикам.

В 1920 году в Рогачеве Минской губернии была проведена переоценка марок царской России путем надпечатки ручным штемпелем цифры нового номинала.

В 1921 году была выпущена первая советская почтовая марка с изображением рабочего, который попирает дракона, символизирующего капитализм.

В 1922 году началось движение самолетов по линии Москва — Кенингсберг. Значительная часть этой трассы проходила над территорией БССР. В 1935 году для регулярной перевозки почты была открыта воздушная линия Минск — Москва. В 1932 году в республике начала работу первая почтовая авиалиния Минск — Глуск — Паричи — Мозырь на самолете У2. В 1940 году в Пинске, Вилейке и Барановичах построены аэродромы, открыты новые почтовые авиалинии: Минск — Барановичи — Пинск — Брест — Минск и Минск — Вилейка — Белосток — Минск.

В 1924 году организована передвижная кольцевая почта на селе. На лошади, запряженной в телегу, почтальон объезжал целый десяток деревень и сёл, расположенных вдали от постоянного отделения связи.

В 1925 году постановлением СНК СССР была введена должность сельских письмоносцев.

В конце 1925 года в БССР насчитывалось 603 почтово-телеграфных предприятия.

В 1929 году лошадей заменили велосипедами, мотоциклами и автомобилями. В конце 30-х годов при Минской почтовой конторе было образовано самостоятельное транспортное подразделение и начато строительство гаража для автомобилей по улице Подлесной. Это послужило началом становления Транспортной конторы Минского областного управления НК связи — впоследствии РУП «Автобаза Белпочты». Подвижной состав Транспортной конторы состоял из трофейной техники и автомобилей, переданных в эксплуатацию из воинских частей: ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ЗИС-5, Форд-6, а также «виллисов» и «опелей». Для доставки почты использовались и специальные почтовые машины АМО-ф-15 и ГАЗ-55.

В 1935 году Минская почтово-телеграфная контора разделилась на два самостоятельных предприятия: Минскую почтовую контору и Минский телеграф.

В 1939 году после присоединения Западной Белоруссии почтовая связь резко изменилась, значительно увеличились почтовые операции за счет открытых новых почтовых трактов. Были образованы новые области: Брестская, Барановичская, Пинская, Белостокская и Вилейская. Вместе с тем были созданы областные управления связи, реорганизованы все почтовые отделения. В Белостоке, Барановичах, Бресте, Молодечно, Гродно и Лиде открыты отделы перевозки почты по железной дороге.

В новых областях к концу 1940 года работали 523 предприятия связи, в их числе — 312 агентств связи, 106 отделений связи и 105 почтовых контор.

Железнодорожные линии почтовых вагонов от Минска, Москвы, Ленинграда, Киева были продлены до всех областных центров и крупных станций Западной Белоруссии.

Накануне Великой Отечественной войны население республики обслуживали около 2300 почтовых контор, отделений связи и почтовых агентств.

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.

У него
Сегодня много
Писем
В сумке на боку
Из Ташкента,
Таганрога,
Из Тамбова
И Баку.

В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Все разнес по адресам.

2

Заказное из Ростова
Для товарища Житкова!
Заказное для Житкова?
Извините, нет такого!
Где же этот гражданин?
Улетел вчера в Берлин.

3

Житков за границу
По воздуху мчится
Земля зеленеет внизу.
А вслед за Житковым
В вагоне почтовом
Письмо заказное везут.
Пакеты по полкам
Разложены с толком,
В дороге разборка идет,
И два почтальона
На лавках вагона
Качаются ночь напролет.

Открытка
В Дубровку,
Посылка
В Покровку,
Газета
На станцию Клин.
Письмо
В Бологое.
А вот заказное
Пойдет за границу - в Берлин.

4

Идет берлинский почтальон,
Последней почтой нагружен.
Одет таким он франтом:
Фуражка с красным кантом.
На темно-синем пиджаке
Лазурные петлицы.
Идет и держит он в руке
Письмо из-за границы.

Кругом прохожие спешат.
Машины шинами шуршат,
Одна другой быстрее,
По Липовой аллее.
Подводит к двери почтальон,
Швейцару старому поклон.
Письмо для герр Житкова
Из номера шестого!
Вчера в одиннадцать часов
Уехал в Англию Житков!

5

Письмо
Само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.

Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему
Не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный
Пассажир.
В дороге
Оно
Не пьет и не ест
И только одно
Говорит:
Срочное.
Англия.
Лондон.
Вест,
14, Бобкин-стрит.

6

Бежит, подбрасывая груз,
За автобусом автобус.
Качаются на крыше
Плакаты и афиши.
Кондуктор с лесенки кричит:
Конец маршрута! Бобкин-стрит!
По Бобкин-стрит, по Бобкин-стрит
Шагает быстро мистер Смит
В почтовой синей кепке,
А сам он вроде щепки.

Идет в четырнадцатый дом,
Стучит висячим молотком
И говорит сурово:
Для мистера Житкова.
Швейцар глядит из-под очков
На имя и фамилию
И говорит: - Борис Житков
Отправился в Бразилию!

7

Пароход
Отойдет
Через две минуты.
Чемоданами народ
Занял все каюты.
Но в одну из кают
Чемоданов не несут.
Там поедет вот что:
Почтальон и почта.

8

Под пальмами Бразилии,
От зноя утомлен,
Шагает дон Базилио,
Бразильский почтальон.
В руке он держит странное,
Измятое письмо.
На марке - иностранное
Почтовое клеймо.
И надпись над фамилией
О том, что адресат
Уехал из Бразилии
Обратно в Ленинград.

9

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
Он протягивает снова
Заказное для Житкова.
Для Житкова?
Эй, Борис,
Получи и распишись!

10

Мой сосед вскочил с постели:
Вот так чудо в самом деле!
Погляди, письмо за мной
Облетело шар земной.
Мчалось по морю вдогонку,
Понеслось на Амазонку.
Вслед за мной его везли
Поезда и корабли.
По морям и горным склонам
Добрело оно ко мне.
Честь и слава почтальонам,
Утомленным, запыленным.
Слава честным почтальонам
С толстой сумкой на ремне!

Почта во всех постсоветских странах - это какой-то адский п...ц. Заходя даже в городское отделение, можно быть уверенным, что ты попадешь царство совкового убожества, усталых и злых работниц, одетых в видавшие не один сезон свитера и филиал телемагазина с товарами из 90-х. Что уж говорить про сельские почтовые отделения. Там вообще полная труба.

У меня даже иногда складывается ощущение, что почта - это что-то вроде некоего места заключения, куда отправляют работать людей, чем-то перед кем-то накосячивших. XXI век на дворе, машины уже ездят на электричестве, с помощью телефона можно не только звонить, но и снимать целые фильмы, а здесь все еще эпоха Перестройки.

Честно говоря, я думал, что хотя бы в Беларуси, в отличие от России и Украины, почтовые отделение стали современными и не застряли в прошлом веке. Ошибся. Зайдя в почтовое отделение в одном из поселков Витебской области, понял, что можно закатывать губу обратно, здесь еще более беспробудный совок, чем в российской глубинке...

1. Почта для деревни в Беларуси - это больше, чем просто почтовый ящик и газеты. Это и информационное агентство, в котором люди обмениваются последними новостями и слухами, и банковское отделение, в котором получают пенсии с пособиями, платят коммунальные услуги и другие платежи, и мини-супермаркет, и рекламное агентство, в котором размещают объявления.



2. Почтовый ящик на входе в отделение - это чуть ли не единственное, что выглядит более-менее современно...

3. Войдя в здание, моментально оказываешься в такой привычной обстановке. Удивительно, насколько почтовый отделения похожи по всему бывшему СССР. Все та же обитая жестью дверь, все тот же пружинный доводчик на ней, все тот же стул, единственной функцией которого является не дать сработать доводчику.

4. Удивительное дело, в этом отделении принимают пластиковые карты всех платежных систем, включая национальную белорусскую. Как известно, дверь является самой важной рекламной площадью в таких местах, поэтому самое важное объявление висит именно здесь. Никто не должен забыть, что 11 октября Лукашенко выбирают на очередной президентский срок.

5. А теперь, внимание! В этом сельском почтовом отделении можно купить карты доступа к WiFi.
Спросите, зачем это нужно в деревне? Потому что в ней есть уличная WiFi-сеть! В деревне! В глухой провинции!

6. По поводу публичной сети WiFi в деревне - это не шутка. Просто оцените карту покрытия всебелорусской сети. Конечно, беспроводной интернет есть еще не во всех деревнях, но в очень многих.

7. Знаете, если бы мне показали это фото, не сказав, где оно сделано, я бы точно в одной из трех попыток угадал, что оно сделано на почте. И да, здесь печное (!!!) отопление! Печное, Карл! А печи-то какие винтажные!

8. Царство почтальона: товары SkyShop, открытки «С днем рождения» и «Приглашаю на свадьбу», журналы «Ваш лекарь», «Домашний очаг», «Бабушка», «Дедушка», «Тетушка» и далее по списку и пластиковые цветы для кладбища.

Обратите внимание на компьютер: в Windows-среде на нем загружена программа с DOS-интерфейсом!!!

9. На стойке, около почтальона, еще одно самое дорогое рекламное место. Здесь повторное напоминание, чтобы не забыли 11 октября выбрать Лукашенко президентом республики.

10. Для чего нужна почта? Как для чего! Например, сигаретами торговать...

11. На стенах почтового отделения милые сердцу картинки. Помните, да, жучок ведет к пожару и не разогревайте мастику на открытом огне.

12. Доска объявлений. Без радио не останетесь! Публичный WiFi и проводное радио с радиоприемником, воткнутым в стену! Это 9G! Добро пожаловать в XXI век!

13. По посещаемости почтовые отделения в деревнях точно находятся в ТОПе, судя по количеству людей, зашедших на почту за те 10 минут, что я провел, покупая марки и подписывая открытки. То есть нужны, востребованы. А выглядят дичайшим анахронизмом. Так что же происходит с почтой? Почему ни в России, ни в Украине, ни в Беларуси она не перешагнула рубеж XX-XXI век, утонув в болоте 90-х?